Диплом на тему панкреатита

Асептическое воспаление поджелудочной железы демаркационного характера. Проблема острого панкреатита в экстренной хирургии. Методы инструментальной диагностики и виды хирургических вмешательств. Собственная фасция и кровоснабжение поджелудочной железы.

Подобные документы

  • Характеристика острого панкреатита как воспалительно-деструктивного поражения поджелудочной железы. Факторы, повреждающие паренхиму поджелудочной железы. Обструктивные нарушения. Клиническая картина панкреонекроза. Диагностика и ликвидация болей.

    презентация, добавлен 28.09.2017

  • Основные методы диагностики острого панкреатита. Клиническая картина острого панкреатита. Разлитой перитонит как одно из осложнений при остром панкреатите. Роль методов функционального исследования поджелудочной железы в диагностике панкреатита.

    реферат, добавлен 20.05.2010

  • Иннервация, кровоснабжение и лимфоотток поджелудочной железы, секреция жидкости и электролитов, синтез ферментов. Клиническая картина, этиология и патофизиология острого и хронического панкреатита. Регуляторы секреции ферментов поджелудочной железы.

    реферат, добавлен 24.07.2015

  • Заболевание кисты поджелудочной железы в различных возрастных группах. Наиболее частые симптомы больших ложных кист. Острый панкреатит среди острых хирургических заболеваний органов брюшной полости. Этиология и патогенез хронического панкреатита.

    реферат, добавлен 16.07.2011

  • Понятие острого панкреатита, симптомы, причины возникновения. Виды кист поджелудочной железы: врожденные, приобретенные. Перфорация как прорыв язвы за пределы двенадцатиперстной кишки с выходом их содержимого. Анализ принципов лечения острого панкреатита.

    история болезни, добавлен 18.01.2013

  • Воспаление поджелудочной железы. Различные классификации и формы панкреатита. Проявление панкреатического синдрома. Основные причины возникновения панкреатита. Клинические проявления острого и хронического панкреатита. Основные осложнения болезни.

    презентация, добавлен 12.05.2014

  • Панкреатит как группа заболеваний и синдромов, сопровождающих воспаление поджелудочной железы. Классификация по ряду признаков. Клиническая картина острого панкреатита, диагностика и лечение. Проявления хронической формы заболевания, профилактика.

    творческая работа, добавлен 13.11.2016

  • Причины образования камней поджелудочной железы, роль катара протоков поджелудочной железы в происхождении камней. Связь панкреатического литиаза с воспалительными поражениями поджелудочной железы. Методы диагностики и оперативное лечение заболевания.

    реферат, добавлен 30.04.2010

  • Функции поджелудочной железы. Этиология и патогенез острого панкреатита, его симптоматика. Способы диагностики панкреонекроза. Дифференциальная оценка тяжести состояния больного. Принципы консервативного лечения и показания к оперативному вмешательству.

    реферат, добавлен 28.08.2010

  • Острый панкреатит как острое асептическое воспаление поджелудочной железы. Процессы аутоферментативного некробиоза и некроза органа. Описание анамнеза заболевания. Специальные методы исследования. Клинический диагноз: острый геморрагический панкреонекроз.

    история болезни, добавлен 24.03.2019

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Клиническая картина и характер морфологических изменений в поджелудочной железе при остром панкреатите. Концепции этиологии и патогенеза заболевания. Понятие патологической анатомии. Сущность дифференциальной диагностики и консервативного лечения.

Подобные документы

  • Характеристика гемолитических анемий как обширной группы заболеваний, различающихся по этиологии, патогенезу, клинической картине, методам лечения. Изучение дифференциальной диагностики, прогноза, этиологии и патогенеза, лечения, профилактики заболевания.

    реферат, добавлен 06.11.2015

  • Значение панкреатодуоденальной резекции при хроническом панкреатите. Сравнительная оценка проксимальных резекций и дренирующих вмешательств на поджелудочной железе. Разработка и характеристика алгоритма хирургического лечения хронического панкреатита.

    автореферат, добавлен 29.12.2017

  • Анализ этиологических факторов и клинических симптомов панкреатита, которые обусловливают сложность его диагностики и требуют внедрения в практику унифицированных методов исследования. Рассмотрение патологических изменений в поджелудочной железе.

    статья, добавлен 23.06.2016

  • Исследование факторов, способствующих развитию бронхолегочная дисплазии (БЛД). Изучение патологической анатомии и физиологии БЛД, рассмотрение алгоритма её диагностики и лечения. Анализ морфологических изменений в легких при синдроме Вильсона-Микити.

    методичка, добавлен 02.05.2014

  • Изучение клинической эффективности ланзопразола при остром хроническом панкреатите и его обострении. Анализ принципов патогенетической терапии панкреатита через подавление секреции поджелудочной железы за счет блокады кислотообразующей функции желудка.

    статья, добавлен 24.02.2020

  • Определение этиологии и патогенеза наследственных заболеваний. История заболевания, этиология и патогенез синдрома Ангельмана (заболевания нарушения геномного импринтинга). Клиническая картина, основные способы диагностики и методы лечения заболевания.

    статья, добавлен 22.02.2019

  • Роль поджелудочной железы в процессе пищеварения. Хронический панкреатит как распространенное заболевание поджелудочной железы. Изучение симптомов и стадий заболевания. Основные терапевтические направления лечения. Применение препарата Панзионорм.

    статья, добавлен 21.04.2014

  • Понятие и описание патологического процесса панкреатита, его формы и типы, принципы диагностики и подходы к разработке схемы лечения. Показания к проведению хирургического вмешательства, правила проведения операции и прогноз на жизнь и выздоровление.

    статья, добавлен 19.01.2018

  • Рассмотрение острого панкреатита как ферментативного поражения поджелудочной железы. Анализ его клинической классификации. Изучение причинных факторов острого панкреатита. Характеристика методики проведения диагностики и лечения различных его форм.

    реферат, добавлен 09.11.2013

  • Аутоиммунный панкреатит, общая характеристика заболевания, патоморфология, распространенность, этиология и механизмы патогенеза. Особенности диагностики и основные формы аутоиммунного панкреатита, клиническая картина и внепанкреатические проявления.

    реферат, добавлен 17.12.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
Читайте также:  Чем лечить дуоденит панкреатит

Источник

Ïàíêðåàòèò êàê ãðóïïà çàáîëåâàíèé è ñèíäðîìîâ, ñîïðîâîæäàþùèõ âîñïàëåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Êëàññèôèêàöèÿ ïî ðÿäó ïðèçíàêîâ. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà îñòðîãî ïàíêðåàòèòà, äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå. Ïðîÿâëåíèÿ õðîíè÷åñêîé ôîðìû çàáîëåâàíèÿ, ïðîôèëàêòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Òâîð÷åñêàÿ ðàáîòà

Ëå÷åíèå ïàíêðåàòèòà

Ââåäåíèå

Ïàíêðåàòèò (îò äð. ãðå÷. pancreas – ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà + -itis – âîñïàëåíèå) – ãðóïïà çàáîëåâàíèé è ñèíäðîìîâ, ïðè êîòîðûõ íàáëþäàåòñÿ âîñïàëåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

Ïðè âîñïàëåíèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ôåðìåíòû, âûäåëÿåìûå æåëåçîé, íå âûáðàñûâàþòñÿ â äâåíàäöàòèïåðñòíóþ êèøêó, à àêòèâèçèðóþòñÿ â ñàìîé æåëåçå è íà÷èíàþò ðàçðóøàòü å¸ (ñàìîïåðåâàðèâàíèå). Ôåðìåíòû è òîêñèíû, êîòîðûå ïðè ýòîì âûäåëÿþòñÿ, ìîãóò ïîïàñòü â êðîâîòîê è ñåðü¸çíî ïîâðåäèòü äðóãèå âàæíûå îðãàíû, òàêèå, êàê ñåðäöå, ïî÷êè è ïå÷åíü.

Êëàññèôèêàöèÿ:

Ïî õàðàêòåðó òå÷åíèÿ ðàçëè÷àþò: 1. îñòðûé ïàíêðåàòèò 2. îñòðûé ðåöèäèâèðóþùèé ïàíêðåàòèò 3. õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò 4. îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà.

×àùå âñåãî õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ïåðåíåñåííîãî îñòðîãî ïàíêðåàòèòà.

Ãðàäàöèÿ ìåæäó îñòðûì ðåöèäèâèðóþùèì è îáîñòðåíèåì õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà âåñüìà óñëîâíû.

Ïðîÿâëåíèå ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñèíäðîìà, áîëåâîé ñèíäðîì ìåíåå ÷åì ÷åðåç 6 ìåñÿöåâ îò íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ ñ÷èòàåòñÿ ðåöèäèâîì îñòðîãî ïàíêðåàòèòà, à áîëåå 6 ìåñÿöåâ – îáîñòðåíèåì õðîíè÷åñêîãî.

Ïî õàðàêòåðó ïîðàæåíèÿ æåëåçû (îáú¸ì ïîðàæåíèÿ æåëåçû – ðàçìåð ó÷àñòêà íåêðîçà æåëåçû), ðàçëè÷àþò:

1. îòå÷íóþ ôîðìó (èíòåðñòèöèàëüíàÿ);

2. äåñòðóêòèâíóþ ôîðìó (æèðîâîé íåêðîç);

3. ãíîéíóþ ôîðìó (ãàíãðåíîçíûé).

Ïðè÷èíû:

Íàèáîëåå ÷àñòûìè ïðè÷èíàìè ïàíêðåàòèòà ÿâëÿþòñÿ æåë÷íîêàìåííàÿ áîëåçíü è óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ.

Òàêæå ïðè÷èíàìè ïàíêðåàòèòà ìîãóò áûòü îòðàâëåíèÿ, òðàâìû, âèðóñíûå çàáîëåâàíèÿ, îïåðàöèè è ýíäîñêîïè÷åñêèå ìàíèïóëÿöèè. Áîëüøèå äîçû âèòàìèíîâ À è Å ìîãóò òàêæå ñòàòü ïðè÷èíîé îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà.

Ïîñëåîïåðàöèîííûå ïàíêðåàòèòû, âîçíèêàþùèå ïðè îïåðàöèÿõ íà îðãàíàõ, ðàñïîëîæåííûõ ðÿäîì ñ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçîé, ñâÿçàíû ñ íåïîñðåäñòâåííîé òðàâìîé æåëåçû, íàðóøåíèåì å¸ êðîâîñíàáæåíèÿ.

 ïîëîâèíå ñëó÷àåâ ó áîëüíûõ îñòðûì ïàíêðåàòèòîì â æåë÷íûõ ïóòÿõ è ïóçûðå îáíàðóæèâàþòñÿ êàìíè è âîñïàëåíèå, ÷òî ïîçâîëÿåò ãîâîðèòü î õîëåöèñòî-ïàíêðåàòèòå. Îñòðûé ïàíêðåàòèò âîçíèêàåò òàêæå ïðè íàðóøåíèè îòòîêà èç ïðîòîêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, âñëåäñòâèå çàêóïîðêè åãî êàìíåì èëè ïðè ñòåíîçå áîëüøîãî äóîäåíàëüíîãî ñîñî÷êà (ôàòåðîâ ñîñîê).

Îñòðûé ïàíêðåàòèò âñòðå÷àåòñÿ ó ìóæ÷èí ìîëîäîãî âîçðàñòà ââèäó çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì èëè ó æåíùèí â âîçðàñòå îò 30 äî 60 ëåò ñ èçáûòêîì ìàññû òåëà è çàáîëåâàíèÿìè ñîñóäèñòîé ñèñòåìû (ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü).

1.Îñíîâíàÿ ÷àñòü

1.1 Îñòðûé ïàíêðåàòèò

Îñòðûé ïàíêðåàòèò – îñòðîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, ïðîòåêàþùåå ñ óâåëè÷åíèåì å¸ ðàçìåðîâ, ðàçâèòèåì îò¸êà, íåêðîçîâ, ïåðèïàíêðåàòèòîâ è ñîïðîâîæäàþùååñÿ áîëÿìè, èíòîêñèêàöèåé, à òàêæå ïîâûøåíèåì àêòèâíîñòè ïàíêðåàòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ â êðîâè è ìî÷å. Áîëüíûå ñ îñòðûì ïàíêðåàòèòîì ñîñòàâëÿþò 2,5-9% ïàöèåíòîâ, ïîñòóïàþùèõ â õèðóðãè÷åñêèå îòäåëåíèÿ ñ îñòðûìè çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè.

Âîñïàëåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ìîæåò ïðîòåêàòü â ôîðìå îò¸êà èëè íåêðîçà æåëåçû. Çà ïîñëåäíèå ãîäû îòìå÷àåòñÿ ó÷àùåíèå ÷èñëà ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ îñòðûì ïàíêðåàòèòîì è óâåëè÷åíèå ÷èñëà äåñòðóêòèâíûõ ôîðì.

1.2 Êëèíèêà

Ñðåäè òèïè÷íûõ ïðèçíàêîâ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà: èíòåíñèâíàÿ áîëü â ýïèãàñòðèè, áîëü âíåçàïíàÿ, ñèëüíàÿ, ïîñòîÿííàÿ â âåðõíåé ïîëîâèíå æèâîòà. Èððàäèàöèÿ â ëåâóþ ïîëîâèíó òóëîâèùà, â îáëàñòü ñïèíû è ïðàâîãî ïîäðåáåðüÿ (îïîÿñûâàþùèå áîëè). Èíòåíñèâíîñòü áîëåé óìåíüøàåòñÿ â ïîëîæåíèè ñèäÿ ñ ïîäíÿòûìè ê ãðóäè êîëåíÿìè èëè â ïîëîæåíèè íà ëåâîì áîêó ñ ñîãíóòûìè â êîëåíÿõ íîãàìè.

Ðâîòà – íåóêðîòèìàÿ, ñ ïðèìåñüþ æåë÷è è íå ïðèíîñÿùàÿ îáëåã÷åíèÿ.

Òåìïåðàòóðà òåëà â ïåðâûå ÷àñû íîðìàëüíàÿ, â äàëüíåéøåì ïîâûøàåòñÿ äî 38î. Ïðè ïàíêðåîíåêðîçå îòìå÷àåòñÿ òàõèêàðäèÿ 100-140 óäàðîâ â 1 ìèíóòó. Öèàíîç êîæè, ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê. ßçûê îáëîæåí áåëûì íàë¸òîì, ñóõîâàò. Ïàäåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.

Ïðè ïàëüïàöèè æèâîòà íàáëþäàåòñÿ íàïðÿæåíèå ìûøö áðþøíîé ñòåíêè, ñèìïòîìû ðàçäðàæåíèÿ áðþøèíû (Ù¸òêèíà-Áëþìáåðãà), èñ÷åçíîâåíèå îïðåäåëÿåìîé ïóëüñàöèè áðþøíîé àîðòû âûøå ïóïêà (ñèìïòîì Âîñêðåñåíñêîãî), óñèëåíèå áîëåé ïðè äàâëåíèè â ýïèãàñòðèè (ñèìïòîì Êîðõîâà). Õàðàêòåðíû ìåòåîðèçì, óìåíüøåíèå èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ïåðèñòàëüòèêè êèøå÷íèêà, ñòóëà. Èíòîêñèêàöèÿ âûçûâàåò âîçáóæäåíèå, áðåä èëè áåññîçíàòåëüíîå ñîñòîÿíèå.  òÿæ¸ëûõ ñëó÷àÿõ òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ çàêàí÷èâàåòñÿ ñìåðòüþ â ïåðâûå ñóòêè.

Ïðè óâåëè÷åíèè ãîëîâêè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû âîçìîæíà ìåõàíè÷åñêàÿ æåëòóõà (íàðóøåíèå îòòîêà æåë÷è, ïðèâîäÿùåå ê íàêîïëåíèþ æåë÷íûõ ïèãìåíòîâ â êðîâè è òêàíÿõ îðãàíèçìà), ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ æåëòèçíîé êîæè, îêðàñêîé ìî÷è â ò¸ìíûé öâåò è îñâåòëåíèå êàëà.

1.3Äèàãíîñòèêà

Äèàãíîñòèðîâàòü ïàíêðåàòèò íå âñåãäà ëåãêî, äëÿ ýòîãî èñïîëüçóåòñÿ ðÿä èíñòðóìåíòàëüíûõ ìåòîäîâ:

· ãàñòðîñêîïèÿ

· ÓÇÈ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè

· ðåíòãåíîãðàôèÿ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè

· êîìïüþòåðíàÿ è ìàãíèòîðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ

· êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè

· áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè

· àíàëèç ìî÷è.

Ãàñòðîñêîïèÿ ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü ñòåïåíü âîâëå÷åííîñòè æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè â âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ, êîñâåííûå ïðèçíàêè âîñïàëåíèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, âîçíèêíîâåíèå âòîðè÷íûõ ÿçâ è ýðîçèé. Íà ÓÇÈ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû: ñíèæåíèå ýõîãåííîñòè, îò¸ê, óòîëùåíèå â ïåðåäíåçàäíåì íàïðàâëåíèè, ïðàêòè÷åñêîå îòñóòñòâèå òêàíåé ìåæäó ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçîé è ñåëåç¸íî÷íîé âåíîé.

Ïðè îáçîðíîé ðåíòãåíîãðàôèè îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè îïðåäåëÿþòñÿ ïðèçíàêè äèíàìè÷åñêîé íåïðîõîäèìîñòè êèøå÷íèêà, ñêîïëåíèå ãàçà â îáëàñòè ìàëîãî ñàëüíèêà (àáñöåññ âíóòðè èëè îêîëî ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû). Ñìåùåíèå îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè (ýêññóäàöèÿ è îò¸ê ìàëîãî ñàëüíèêà è îðãàíîâ, ïðèëåæàâøèõ ê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå), ðàçìûòûå òåíè ïîäâçäîøíî-ïîÿñíè÷íûõ ìûøö ïðè çàáðþøèííîì íåêðîçå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Ïðè ðåíòãåíîêîíòðàñòíîì èññëåäîâàíèè ñ áàðèåâîé âçâåñüþ îïðåäåëÿåòñÿ «ðàçâ¸ðíóòàÿ ïîäêîâà äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè», âñëåäñòâèå îò¸êà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

Êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ, ìàãíèòîðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ äàåò âîçìîæíîñòü îöåíèòü ñòðóêòóðíûå èçìåíåíèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, ñîñòîÿíèå äðóãèõ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè. Äëÿ åå ïðîâåäåíèÿ íåîáõîäèìî ïðèíÿòü ñïåöèàëüíîå êîíòðàñòíîå âåùåñòâî.

Êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè èñïîëüçóåòñÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ íàëè÷èÿ âîñïàëåíèÿ. Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü ôóíêöèþ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, à òàêæå ïîäòâåðäèòü äèàãíîç. Ïðè ïîðàæåíèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû óðîâåíü ôåðìåíòîâ áóäåò ïîâûøåí.

 ìî÷å ïîÿâëÿåòñÿ àìèëàçà.

1.4Ëå÷åíèå

Ëå÷åíèå ïàíêðåàòèòà – ñëîæíàÿ çàäà÷à, òðåáóþùàÿ êîìïëåêñíîãî ïîäõîäà, êîíñåðâàòèâíîãî èëè õèðóðãè÷åñêîãî.

Ïîêàçàíèåì ê õèðóðãè÷åñêîìó âìåøàòåëüñòâó íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ñëóæèò îòñóòñòâèå ýôôåêòà îò êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè, íàëè÷èå ôåðìåíòàòèâíîãî ïåðèòîíèòà, â ïîçäíèõ – ãíîéíûå îñëîæíåíèÿ.

Ëå÷åíèå íàïðàâëåíî íà ïîääåðæàíèå æèçíåííûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà è ïðåäîòâðàùåíèå îñëîæíåíèé.

Ëå÷åíèå ïàíêðåàòèòà íàïðàâëåíî íà:

· óìåíüøåíèå áîëè

· óãíåòåíèå ñåêðåöèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû

· èíàêòèâàöèþ ôåðìåíòîâ, ïîïàâøèõ â êðîâü

· áîðüáó ñ íàðóøåíèÿìè ãåìîäèíàìèêè

· ëèêâèäàöèþ èíôåêöèè

 ïåðâûå 2-3 äíÿ íàçíà÷àåòñÿ àáñîëþòíûé ãîëîä (äî ïîëíîãî ïðåêðàùåíèÿ áîëåé). Ïèòü ìîæíî òîëüêî ÷èñòóþ, êèïÿ÷¸íóþ âîäó â ëþáîì êîëè÷åñòâå. Çàòåì íàçíà÷àåòñÿ ùàäÿùàÿ äèåòà (5-6 ðàç â ñóòêè, èñêëþ÷èòü ìÿñî, ïðÿíîñòè, êîï÷åíîñòè). Ðåæèì ñòðîãèé ïîñòåëüíûé. Ñïåöèàëüíûé óõîä ïðè ðâîòå, îáåçâîæèâàíèè, ãèïåðòåðìèè, ñåðäå÷íîé è ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ ïîñëå êîíñóëüòàöèè õèðóðãà. Ëåêàðñòâåííàÿ òåðàïèÿ âêëþ÷àåò àíòèôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû: òðàñèëîë, öàëîë, ãîðäîêñ, çèìîôðåí. Òàêæå ïðîâîäèòñÿ àíòèêîàãóëÿíòíàÿ òåðàïèÿ, íàçíà÷àþòñÿ àíòèáèîòèêè, ñïàçìîëèòèêè, âèòàìèíû, äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ òåðàïèÿ (âíóòðèâåííî ââîäèòñÿ ãåìîäåç, ïëàçìà, ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð).

Ëå÷åíèå çàâèñèò îò ñòåïåíè òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ. Åñëè íå ðàçâèâàþòñÿ îñëîæíåíèÿ, â âèäå ïîðàæåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ: ïî÷åê, ïå÷åíè èëè ëåãêèõ è ò.ä., òî îñòðûé ïàíêðåàòèò çàâåðøàåòñÿ èçëå÷åíèåì.

1.5Õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò

Õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò – õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíî-äèñòðîôè÷åñêîå çàáîëåâàíèå æåëåçèñòîé òêàíè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ñ íàðóøåíèåì ïðîõîäèìîñòè å¸ ïðîòîêîâ, ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì ñêëåðîçà, ïàðåíõèìû îðãàíà, óòðàòîé âíóòðè- è âíåøíåñåêðåòîðíîé ôóíêöèè. Ïðè õðîíè÷åñêîì ïàíêðåàòèòå ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííîå ðàçðóøåíèå è ðóáöåâàíèå àêòèâíîé æåëåçèñòîé òêàíè. Íàèáîëåå ÷àñòîé ïðè÷èíîé õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà ÿâëÿþòñÿ áîëåçíè æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, áîëåçíè æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ, òðàâìû, ïðîäîëæåíèå îñòðîãî ïàíêðåàòèòà. Ïîñòåïåííî ðàçâèâàåòñÿ ôèáðîç ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ñ å¸ îáûçâåñòâëåíèåì.

Êëèíèêà:

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ÷ðåçâû÷àéíî ðàçíîîáðàçíû è çàâèñÿò îòôîðìû çàáîëåâàíèÿ(ðåöèäèâèðóþùàÿ, áîëåâàÿ, ëàòåíòíàÿ), ôàçû áîëåçíè(îáîñòðåíèå, çàòóõàþùåå îáîñòðåíèå, ðåìèññèÿ).

Ðåöèäèâèðóþùàÿ ôîðìà.  ôàçå ðåìèññèè áåñïîêîÿò ïåðèîäè÷åñêèå áîëè â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè è â âåðõíåé ïîëîâèíå æèâîòà (ïðè ïîðàæåíèè ãîëîâêè – â ýïèãàñòðèè ñïðàâà, õâîñòà – â ýïèãàñòðèè ñëåâà, èëè â ëåâîì ïîäðåáåðüå, ïðè òîòàëüíîì ïîðàæåíèè – áîëè îïîÿñûâàþùåãî õàðàêòåðà). Ïðè÷èíà áîëåé – äèñêèíåçèè ïðîòîêîâ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïðè ïîãðåøíîñòÿõ â äèåòå (óïîòðåáëåíèå â ïèùó ïðîäóêòîâ, ñòèìóëèðóþùèõ ñåêðåòîðíóþ ôóíêöèþ æåëåçû – àëêîãîëü, æàðåíûå, îñòðûå, æèðíûå áëþäà). Ïîýòîìó âñå ñðåäñòâà, ñíèæàþùèå ñåêðåöèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (ãîëîä, àíòèôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû, àíòàöèäû), óìåíüøàþò áîëè. Áîëè äëèòåëüíûå, óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè, äàâÿùåãî, æãó÷åãî, ñâåðëÿùåãî õàðàêòåðà, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ òîøíîòîé. Ó áîëüøèíñòâà áîëüíûõ îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, íàðóøåíèå ñíà, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, îçíîáû, ïîõóäàíèå. ×àñòî âñòðå÷àþòñÿ æàëîáû äèñïåïñè÷åñêîãî õàðàêòåðà (ñíèæåíèå àïïåòèòà, âçäóòèå æèâîòà, ÷óâñòâî òÿæåñòè â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè ïîñëå åäû, ïîñëàáëåíèå ñòóëà). ßçûê âëàæíûé, îáëîæåí áåëûì íàëåòîì. Ïðè ïàëüïàöèè æèâîòà âûÿâëÿåòñÿ áîëåçíåííîñòü â ìåñòå ïðîåêöèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

 ôàçå îáîñòðåíèÿ áîëè ñòàíîâÿòñÿ ïîñòîÿííûìè, ÷àñòî ïîÿâëÿåòñÿ ðâîòà, æåëòóõà, ðàññòðîéñòâî ñòóëà (ïîíîñû).  îáùåì àíàëèçå êðîâè – ëåéêîöèòîç. Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç: â êðîâè óâåëè÷åíèå ñîäåðæàíèÿ àìèëàçû, òðèïñèíà, ëèïàçû; â ìî÷å – àìèëàçû.

Áîëåâàÿ ôîðìà. Ïîñòîÿííûå áîëè â ëåâîé ïîëîâèíå æèâîòà ñ èððàäèàöèåé â ëåâóþ ïîëîâèíó ïîÿñíèöû, ãðóäíîé êëåòêè, îáëàñòü ñåðäöà. Óïîðíûé õàðàêòåð áîëè ñâÿçàí ñ ïîñòîÿííûì îò¸êîì æåëåçû. Îòìå÷àþòñÿ âçäóòèå è òÿæåñòü â æèâîòå, ïåðèîäè÷åñêèå ïîíîñû, çíà÷èòåëüíàÿ ïîòåðÿ âåñà.

Ëàòåíòíàÿ ôîðìà. Äëèòåëüíî ïðîòåêàåò áåññèìïòîìíî ñ ïîñëåäóþùèì íàðóøåíèåì âíåøíåé è âíóòðåííåé ñåêðåöèè. Ïðîèñõîäèò íàðóøåíèå ïåðåâàðèâàíèÿ æèðîâ, óãëåâîäîâ, áåëêîâ. Ðàçâèâàåòñÿ áðîäèëüíî-ãíèëîñòíàÿ äèñïåïñèÿ, ìåòåîðèçì, ïîíîñû.

Ëå÷åíèå:

Äåëåíèå ïàíêðåàòèòà íà îñòðûé è õðîíè÷åñêèé óñëîâíîå, òàê êàê ýòî ôàçû îäíîãî è òîãî æå ïðîöåññà – äèñôóíêöèè âûâîäíûõ ïðîòîêîâ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

Îáëåã÷èòü áîëü – ýòî ïåðâûé øàã ïðè ëå÷åíèè õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà.

Ñëåäóþùèé øàã – ýòî ïëàíèðîâàíèå äèåòû, êîòîðàÿ îãðàíè÷èâàåò ñîäåðæàíèå óãëåâîäîâ è æèðîâ, ïîñòóïàþùèõ ñ åäîé.

Âðà÷ ìîæåò íàçíà÷èòü ïðèåì ïàíêðåàòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ ñ åäîé, åñëè ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà íå âûäåëÿåò èõ äîñòàòî÷íî. Èíîãäà íåîáõîäèìû èíñóëèí èëè äðóãèå ïðåïàðàòû, ÷òîáû êîíòðîëèðîâàòü óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè.

 ôàçå ðåìèññèè ïàöèåíòû íóæäàþòñÿ â äèåòè÷åñêîì ïèòàíèè. Èñêëþ÷àåòñÿ îñòðîe, æèðíîå, æàðåíîå, ïðÿíîñòè, êîï÷¸íîñòè, ñîë¸íîñòè, øîêîëàä, êîôå. Ïèòàíèå äîëæíî áûòü âèòàìèíèçèðîâàííûì, ïîëíîöåííûì, äðîáíûì, ÷àñòûì (4-5 ðàç â äåíü íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè). Ïðîâîäèòñÿ çàìåñòèòåëüíàÿ ôåðìåíòíàÿ òåðàïèÿ (ïàíêóðìåí, àáîìèí, êðåîí, ôåñòàë, ìåçèì-ôîðòå, ïàíêðåàòèí), íàçíà÷àþòñÿ ñïàçìîëèòèêè, îáâîëàêèâàþùèå, âÿæóùèå ñðåäñòâà, âèòàìèíû ãðóïïû Â, Ñ, ñåäàòèâíûå ñðåäñòâà.

Ïðè îáîñòðåíèè çàáîëåâàíèÿ ðåæèì â ïåðâûå äíè – ïîñòåëüíûé.  ïåðâûå äâà äíÿ íàçíà÷àåòñÿ ãîëîä ñ ïîñëåäóþùèì ïåðåõîäîì íà äèåòó ¹1à, 1á, 1. Ïèòü ðàçðåøàåòñÿ êèïÿ÷¸íóþ âîäó êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû â íåîãðàíè÷åííîì êîëè÷åñòâå. Ïðîâîäèòñÿ àñïèðàöèÿ ñîäåðæèìîãî æåëóäêà. Ñïåöèàëüíûé óõîä ïðè ðâîòå. Ëåêàðñòâåííàÿ òåðàïèÿ òàêæå ñõîäíà ñ ëå÷åíèåì îñòðîãî ïàíêðåàòèòà. Íàðÿäó ñ àíòèôåðìåíòíûìè ïðåïàðàòàìè (ãîðäîêñ, öàëîë, òðàñèëîë è äð.) íàçíà÷àþòñÿ ñïàçìîëèòèêè (öåðóêàë, ïàïàâåðèí, íî-øïà, ïëàòèôèëëèí), ïðîâîäèòñÿ äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ (ãåìîäåç), àíòèñïàñòè÷åñêàÿ (àòðîïèí) è ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ (àíàáîëè÷åñêèå ãîðìîíû, ùåëî÷è, ëèïîòðîïíûå ñðåäñòâà, ôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû).

Ïðîôèëàêòèêà:

Ïðîôèëàêòèêà ïàíêðåàòèòà áûâàåò ïåðâè÷íîé è âòîðè÷íîé.

Ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà íàïðàâëåíà íà òî, ÷òîáû ïðåäóïðåäèòü ó áîëüíîãî ôîðìèðîâàíèå õðîíè÷åñêîé ôîðìû çàáîëåâàíèÿ. Äëÿ ýòîãî ïðîñòî íåîáõîäèìî ïðîéòè ïîëíûé è êà÷åñòâåííûé êóðñ ëå÷åíèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà, ïðè÷åì îáÿçàòåëüíî â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà. Ïðîáëåìà ìíîãèõ áîëüíûõ â òîì, ÷òî î÷åíü ÷àñòî, ïî÷óâñòâîâàâ ñåáÿ íåìíîãî ëó÷øå, îíè ñïåøàò ïðåêðàòèòü ëå÷åíèå. À ýòîãî äåëàòü íåëüçÿ: äàæå ïîñëå èñ÷åçíîâåíèÿ êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ áîëåçíè âîñïàëåíèå â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå ñîõðàíÿåòñÿ åùå äîëãîå âðåìÿ. Áîëüíîé íå ÷óâñòâóåò áîëè, à çàáîëåâàíèå ïîòèõîíüêó ïåðåõîäèò â õðîíè÷åñêóþ, íåèçëå÷èìóþ ôîðìó.

Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà íåîáõîäèìà òåì, êòî óæå ïðåíåáðåã ïåðâè÷íîé è òåïåðü ïàíêðåàòèò ïåðåøåë â õðîíè÷åñêóþ ñòàäèþ.  äàííîì ñëó÷àå âàæíî íå äîïóñòèòü ïîâòîðíîãî îáîñòðåíèÿ áîëåçíè. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî:

· ïîëíîñòüþ è íàâñåãäà îòêàçàòüñÿ îò àëêîãîëÿ è êóðåíèÿ;

· âñþ æèçíü ñîáëþäàòü äèåòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè;

· èñêëþ÷èòü ïðèåì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, ñïîñîáíûõ ïîâðåäèòü ïîäæåëóäî÷íóþ æåëåçó;

· îáÿçàòåëüíî âîâðåìÿ ëå÷èòü õðîíè÷åñêèå èíôåêöèè, òàêèå êàê, íàïðèìåð, ãàéìîðèò, êàðèåñ, õîëåöèñòèò è äðóãèå.

Âûâîä

Читайте также:  Можно есть мятую картошку при панкреатите

ïàíêðåàòèò ïîæåëóäî÷íûé æåëåçà âîñïàëåíèå

Âñòðå÷àåòñÿ ýòî çàáîëåâàíèå äîñòàòî÷íî ÷àñòî. Áîëåå òîãî, çà ïîñëåäíèå 20-30 ëåò îòìå÷åí ïî÷òè äâóêðàòíûé ðîñò ÷èñëà áîëüíûõ. Íàñòîðàæèâàåò è òîò ôàêò, ÷òî õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò ñåãîäíÿ çíà÷èòåëüíî ïîìîëîäåë. Íàïðèìåð, åñëè ðàíüøå îí ÷àùå äèàãíîñòèðîâàëñÿ ó ëþäåé 45-50-ëåòíåãî âîçðàñòà, òî ñåãîäíÿ èì ñòðàäàþò äîñòàòî÷íî ìîëîäûå ëþäè 30-40 ëåò, à ñëó÷àåòñÿ, ÷òî è äåòè.

Åñëè æå ãîâîðèòü îá îïàñíîñòè, òî ïàíêðåàòèò – ýòî äîñòàòî÷íî ñåðüåçíîå çàáîëåâàíèå, òðåáóþùåå íåçàìåäëèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ, òàê êàê îñòðûé è õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò ìîãóò ïðèâåñòè äàæå ê ëåòàëüíîìó èñõîäó.

×òîáû ýòîãî íå äîïóñòèòü íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ìåðû ïðîôèëàêòèêè.

Ëèòåðàòóðà

1. Ì.È.Êóçèí, Ì.Â.Äàíèëîâ, Ä.Ô.Áëàãîâèäîâ «Õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò» Ìîñêâà: Ìåäèöèíà, 2011ã.

2. Ò.Â.Îòâàãèíà «Òåðàïèÿ» Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ 2015ã.

3. Â.Â.Ñêâîðöîâ, Ç.Ñ.Ñêâîðöîâà «Ìåòîäèêà îáñëåäîâàíèÿ òåðàïåâòè÷åñêîãî áîëüíîãî» Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ 2011ã.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник