Учебные пособия острый панкреатит

Учебные пособия острый панкреатит thumbnail

М.В. Кукош, М.С. Петров

Учебное пособие

2006 год

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия по хирургии для студентов медицинских вузов.

В пособии представлены основы анатомии и физиологии поджелудочной железы, ведущие этиологические и патогенетические факторы острого панкреатита, классификация и клиника его в свете современных представлений об абдоминальном сепсисе. С позиций доказательной медицины оценена информативность современных клинико-лабораторных и инструментальных методов диагностики и даны оценки степени тяжести острого панкреатита. Представлены ключевые вопросы выбора лечебной тактики, основные варианты интенсивной терапии и хирургического лечения деструктивного панкреатита.

Рекомендуется студентам старших курсов медицинских вузов, врачам-интернам, клиническим ординаторам, хирургам и реаниматологам.

Острый деструктивный панкреатит (ОДП) — это первично асептический некроз поджелудочной железы с последующей воспалительной реакцией на очаги сформировавшегося некроза.

Еще в 1925 г. известный английский хирург, лорд Berkeley Moynihan весьма ярко охарактеризовал острый панкреатит (ОП) как «наиболее ужасное из всех острых заболеваний органов брюшной полости: внезапность начала, беспрецедентное по тяжести страдание, вызванное этой болезнью, и летальность, ею обусловленная, позволяют назвать панкреатит наиболее устрашающей из всех возможных катастроф». Однако и в наши дни ОДП остается одним из наиболее тяжелых заболеваний органов брюшной полости и занимает ведущее место в ургентной абдоминальной хирургии. Об этом свидетельствует как отсутствие единых и согласованных взглядов по вопросам классификации ОП, выбора показаний, оптимальных сроков и методов хирургического лечения панкреонекроза, так и стабильно высокая летальность при данном заболевании.

Последняя составляет, по данным разных авторов, от 2 до 10%. В 20—30% течение ОП носит деструктивный характер, при этом у 30—70% больных панкреонекрозом происходит инфицирование очагов деструкции, что приводит к увеличению летальности до 40—70%.

В значительной мере подобная летальность обусловлена поздними сроками госпитализации больных, несвоевременной диагностикой ОДП, отсутствием единой трактовки форм заболевания, проведением неадекватной тяжести состояния больного интенсивной терапии и, как следствие, выполнение необоснованно «ранних» или «запоздалых» операций. Все эти изменения происходят на фоне стабильно высокой заболеваемости ОП, варьирующей от 0,1 на 1 тыс. человек в год в Нидерландах и Великобритании до 0,7 на 1 тыс. человек в год в США и Финляндии. В хирургических стационарах России ОП встречается в 5—12% случаев, занимая традиционно третье место по частоте после острого аппендицита и острого холецистита.

Вместе с тем в последние 15 лет произошел значительный прорыв в понимании патогенеза и закономерностей развития ОП, с одной стороны, и существенный прогресс в визуализации состояния поджелудочной железы (ПЖ) — с другой. Благодаря этому стало возможным стратифицировать случаи заболевания по тяжести и объективно оценивать эволюцию патологического процесса. Внедрение компьютерной томографии, развитие методов интенсивной терапии, прогресс понимания центральной роли панкреатической инфекции и совершенствование хирургических вмешательств позволили объективно оценивать целесообразность новых подходов к лечению ОП с целью существенного снижения летальности при этом заболевании.

В настоящем издании авторы сочли целесообразным представить ключевые вопросы выбора тактики современного лечения деструктивного панкреатита, основой которых являются современные понятия об этиологии и патогенезе заболевания, особенностях диагностики, возможностях интенсивной терапии и оперативного лечения.

Загадочная культура Древнего Египта не оставила свидетельств о том, что египетские врачи различали ПЖ.

В том, что египтяне не знали такого органа, убеждает ритуал сохранения тел умерших, которое описал Геродот, совершивший путешествие в Египет. В египетской «Книге Мертвых» описана мумификация тела, предусматривавшая извлечение органов и сохранение их в священных сосудах — канопах. Сердце («обиталище души») сохранялось особо, тогда как легкие, печень, желудок и кишечник помещались в отдельные канопы с бальзамическими растворами. А вот ПЖ не входила в перечень органов, которые следовало сохранять для будущей жизни египтянина, и не упоминается в «Книге Мертвых». Видимо, жрецы считали ее всего лишь частью задней стенки живота.

Термин «pancreas» (от греч. pan — весь, creas — мясо) впервые упоминается в трудах Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). Название обусловлено тем, что ПЖ имеет мясистую консистенцию и бледно-розовую окраску, похожую на цвет вымоченного или вываренного мяса. Аристотель считал ПЖ «важным органом», предназначенным «для предохранения больших кровеносных сосудов от значительных повреждений при травме живота». Одним из учеников Аристотеля был Эвдем Родосский (IV—III вв. до н.э.) — философ, врач и математик, который намного опередил свое время, высказав гениальную догадку, что «“pancreas” выделяет в кишечник сок, предназначенный для пищеварения и похожий на слюну». Однако проток этого органа Эвдему не был известен.

Свой вклад в зарождение панкреатологии внес и врач Александрийской эпохи Герофил из Халкедона на Босфоре (304 г. до н.э.), известный как «отец анатомии». Именно Герофил первым описал ПЖ в своем главном труде «Anatomica».

В трактатах Галена (131—201 гг. н.э.) также упоминается ПЖ. Поддерживая мнение Аристотеля, этот врач и анатом считал, что функция ПЖ заключается «в защите и поддержке сосудов». Он описал взаимоотношения ПЖ с селезеночной веной, проходящей вдоль ее верхнего края. Гален, по-видимому, не знал о существовании протоков, хотя и описывал этот орган как «секретирующую железу», отличную от лимфатических узлов. В средневековье представления Галена о строении ПЖ и других органов стали непререкаемым каноном. Наиболее известное сочинение Галена — «Opera Omnia» было издано в Венеции (1541—1545 гг.). Эта книга использовалась для преподавания анатомии и медицины вплоть до XVI—XVII вв.

Источник

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Острый панкреатит
Автор: Яицкий Н.А., Седов В.М., Сопия Р.А.
Год издания: 2003
Размер: 5.8 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский

Практическое пособие “Острый панкреатит” под ред., Яицкого Н.А., и соавт., рассматривает проблемные вопросы хирургии острого панкреатита. Описаны эпидемиология, факторы риска, патогенез, патоморфологические изменения поджелудочной железы, клинические проявления, алгоритм диагностики, фармакотерапии и оперативного лечения. Также изложен материал характеризующий деструктивные формы панкреатита, его возможным осложнениям. Представлены вопросы дифференциальной диагностики данной патологии. Для студентов-медиков, терапевтов, гастроэнтерологов, хирургов.

Также рекомендуем скачать

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Атлас осложнений хирургии грыж передней брюшной стенки.
Автор: Черепанин А.И., Поветкин А.П., Луцевич О.Э.
Год издания: 2017
Размер: 6.54 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга “Атлас осложнений хирургии грыж передней брюшной стенки” в редакции А.И. Черепанина с соавторами рассматривает такие вопросы, как классификация осложнений оперативного  лечения абдоминальных гры… Скачать книгу бесплатно

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Неотложная абдоминальная хирургия
Автор: Затевахин И.И., Кириенко А.И., Сажин А.В.
Год издания: 2018
Размер: 83.02 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Неотложная абдоминальная хирургия” под ред., Затевахина И.И., и соавт., рассматривает современные принципы ургентной хирургии живота. В книге рассмотрены вопросы организации … Скачать книгу бесплатно

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Непроходимость кишечника
Автор: Радзиховский А.П., Беляева О.А., Колесников Е.Б.
Год издания: 2012
Размер: 21.8 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Непроходимость кишечника” под ред., Радзиховского А.П., рассматривает вопросы лечебно-диагностического менеджмента ургентной хирургической патологии. Изложены основные дефини… Скачать книгу бесплатно

Читайте также:  Из за панкреатита падает сахар

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Хирургия острого живота
Автор: Синенченко Г.И., Курыгина А.А.
Год издания: 2007
Размер: 71.96 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Хирургия острого живота” под ред., Синенченко Г.И., и соавт., рассматривает принципы диагностики и оперативного лечения острых заболеваний брюшной полости на догоспитальном и… Скачать книгу бесплатно

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Основы функциональной хирургической гастроэнтерологии
Автор: Жерлов Г.К.
Год издания: 2009
Размер: 17.82 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Основы функциональной хирургической гастроэнтерологии” под ред., Жерлова Г.К., рассматривает принципы хирургического лечения желудка и пищевода. Освещены основные этапы опера… Скачать книгу бесплатно

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Абдоминальная хирургия. Национальное руководство
Автор: Затевахин И.И., Кириенко А.И., Кубышкин В.А.
Год издания: 2016
Размер: 14 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство “Абдоминальная хирургия. Национальное руководство” под ред., Затевахина И.И., и соавт., рассматривает общие вопросы неотложной хирургии живота. Изложены ургентные патологическ… Скачать книгу бесплатно

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Избранные вопросы хирургии
Автор: Чиников М.А., Добровольский С.Р., Курбанов Ф.С., Веретник Г.И., Файбушевич А.Г.
Год издания: 2013
Размер: 9.42 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В книге “Избранные вопросы хирургии” под ред., Чиникова М.А., и соавт., рассматриваются вопросы диагностики часто встречаемых хирургических заболеваний, их принципы лечения. Описана патология неотложн… Скачать книгу бесплатно

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Неотложная хирургия органов брюшной полости
Автор: Леванович В.В.
Год издания: 2007
Размер: 5.63 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Руководство “Неотложная хирургия органов брюшной полости. Учебное пособие” под ред., Левановича В.В., рассматривает практические и теоретические вопросы неотложной абдоминальной хирургии. Изложено опи… Скачать книгу бесплатно

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Неотложная абдоминальная хирургия
Автор: Гринберг А.А.
Год издания: 2000
Размер: 11.76 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Справочное пособие “Неотложная абдоминальная хирургия” под ред., Гринберга А.А., рассматривает алгоритм диагностики и лечебной тактики при ургентных ситуациях в хирургии. Представлены нозологические е… Скачать книгу бесплатно

Учебные пособия острый панкреатит
Название: Грыжи живота
Автор: Шимко В.В., Сысолятин А.А.
Год издания: 2010
Размер: 4.38 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга “Грыжи живота” под ред., Шимко В.В., и соавт., рассматривает распространенность грыжевого процесса, его факторы риска, морфофункциональные изменения, патогенез образования грыж, их особенности л… Скачать книгу бесплатно

Источник

Скачать бесплатно книгу: Острый панкреатит, Яицкий Н.А.

Год выпуска: 2003

Автор: Яицкий Н.А., Седов В.М., Сопия Р.А.

Жанр: Гастроэнтерология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Острый панкреатит — асептическое воспаление поджелудочной железы демаркационного характера, в основе которого лежат процессы некробиоза панкреатоцитов и ферментной аутоагрессии с последующим развитием некроза, дегенерации железы и присоединением вторичной инфекции.
Среди острых заболеваний органов брюшной полости острый панкреатит занимает особое положение по своей природе и тяжести страдания. Еще 25 лет тому назад острый панкреатит составлял 0,5-1,0% от всех острых хирургических заболеваний органов брюшной полости. В настоящее время его частота возросла в 10-15 раз. В группе хирургических заболеваний, требующих срочного стационарного лечения, острый панкреатит по частоте занимает второе место после острого холецистита. Число больных, госпитализированных с острым панкреатитом в Санкт-Петербурге в 1991 году, составляло 2371, а в 1997 году достигло 4150. Из них было оперировано в 1991 году — 356; в 1997 году эта цифра составила 521. Это объясняется двумя причинами: увеличением абсолютного числа больных и улучшением диагностики.
Несмотря на определенные успехи в лечении заболевания, сохраняется высокая летальность, которая составляет 4-19%, а при деструктивных, особенно тяжелых формах — 20-80%; послеоперационная летальность составила в 1997 году в Санкт-Петербурге 20,9%, в 2001 году — 17,8%. У 25% больных развиваются осложнения. Доля инфекционных осложнений среди причин смерти больных с деструктивным панкреатитом составляет около 80%.
Проблемам острого панкреатита посвящено огромное число публикаций в периодических изданиях и целый ряд монографий (Лобачев С.В., 1953; Елецкая О.И., 1971; Акжигитов Г.Н., 1974; Лащевкер В.М., 1978; Филин В.И., 1982; Савельев B.C. с соавт., 1983). Однако в последние годы произошла существенная переоценка многих патогенетических положений, принципов и методов диагностики и лечения этого заболевания. Остается много проблем, которые требуют продолжения дискуссии. Все это явилось поводом для того, чтобы вновь обратиться к этой теме и поделиться с читателем опытом лечения больных острым панкреатитом. Этот опыт основан на результатах лечения 4252 больных острым панкреатитом, из которых у 512 (12,1%) имели место тяжелые деструктивные и осложненные формы заболевания.
Авторы с благодарностью воспримут все отклики на содержание книги, как критического и дискуссионного, так и комплиментарного характера.

Содержание книги

«Острый панкреатит»

История учения об остром панкреатите
Эпидемиология острого панкреатита
Анатомия поджелудочной железы
Физиология поджелудочной железы
Этиология острого панкреатита
Патогенез острого панкреатита
Патологическая анатомия острого панкреатита и его осложнений
Классификация острого панкреатита
Клиническая картина острого панкреатита
Диагностика острого панкреатита

  1. Лабораторная диагностика острого панкреатита
  2. Исследование показателей иммунного статуса
  3. Специальные инструментальные методы обследования

Оценка тяжести клинического течения острого деструктивного панкреатита
Течение острого деструктивного панкреатита и его осложнений
Дифференциальный диагноз острого панкреатита
Лечебная тактика при остром панкреатите
Принципы и методы терапии при остром панкреатите
Хирургическое лечение острого панкреатита

  1. Показания к оперативному лечению
  2. Методы оперативного лечения острого панкреатита
  3. Малоинвазивные методы лечения осложненного нанкреонекроза
  4. Хирургическое лечение панкреатогенных кист
  5. Результаты лечения и прогноз при остром панкреатите

Библиографический список

Источник

Àíàòîìèÿ.

Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà ðàñïîëîæåíà â çàáðþøèííîì ïðîñòðàíñòâå íà óðîâíå L1-L2.  íåé ðàçëè÷àþò ãîëîâêó, òåëî è õâîñò. Ãîëîâêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïðèëåæèò ê äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêå, õâîñò äîñòèãàåò ñåëåçåíêè. Ïåðåäíÿÿ è íèæíÿÿ ïîâåðõíîñòè òåëà ïîêðûòû áðþøèíîé. Æåëåçà èìååò òîíêóþ ñîåäèíèòåëüíî-òêàííóþ êàïñóëó è ïëîõî âûðàæåííûå ñîåäèíèòåëüíî-òêàííûå ïåðåãîðîäêè. Äëèíà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû 15-25 ñì, øèðèíà ãîëîâêè – 3-7.5 ñì, òåëà – 2-5 ñì, õâîñòà – 2 – 3.4 ñì. Ìàññà îðãàíà – 60-115ã.

Òîïîãðàôèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

1. Ãîëîâêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ñ êðþ÷êîâèäíûì îòðîñòêîì ëåæèò â ïîäêîâîîáðàçíîì èçãèáå äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè. Íà ãðàíèöå ñ òåëîì îáðàçóåòñÿ âûðåçêà, â êîòîðîé ïðîõîäÿò âåðõíèå áðûæåå÷íûå àðòåðèÿ è âåíà. Ïîçàäè ãîëîâêè ðàñïîëîæåíû íèæíÿÿ ïîëàÿ è âîðîòíàÿ âåíû, ïðàâûå ïî÷å÷íûå àðòåðèÿ è âåíà, îáùèé æåë÷íûé ïðîòîê.

2. Ê çàäíåé ïîâåðõíîñòè òåëà ïðèëåæàò àîðòà è ñåëåçåíî÷íàÿ âåíà, à ïîçàäè õâîñòà íàõîäÿòñÿ ëåâàÿ ïî÷êà ñ àðòåðèåé è âåíîé, ëåâûé íàäïî÷å÷íèê.

3. Øåéêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ðàñïîëîæåíà íà óðîâíå ñëèÿíèÿ ñåëåçåíî÷íîé è íèæíåé áðûæåå÷íîé âåí.

4. Ê ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïðèëåæèò çàäíÿÿ ñòåíêà æåëóäêà. Îò ïåðåäíåãî êðàÿ òåëà æåëåç áåðåò íà÷àëî äóïëèêàòóðà êîðíÿ áðûæåéêè ïîïåðå÷íîé îáîäî÷íîé êèøêè.

Читайте также:  Клиника хронического панкреатита характеризуется

5. Ïðîòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (Âèðñóíãîâ ïðîòîê) ñëèâàåòñÿ ñ îáùèì æåë÷íûì ïðîòîêîì, îáðàçóÿ àìïóëó Ôàòåðîâà ñîñî÷êà äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.  20% ñëó÷àåâ ïðîòîêè â äâåíàäöàòèïåðñòíóþ êèøêó âïàäàþò ðàçäåëüíî.

6. Äîáàâî÷íûé ïðîòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (Ñàíòîðèíèåâ ïðîòîê) îòêðûâàåòñÿ íà ìàëîì ñîñî÷êå íà 2 ñì âûøå áîëüøîãî äóîäåíàëüíîãî ñîñî÷êà.

Êðîâîñíàáæåíèå:

1. êðîâîñíàáæåíèå ãîëîâêè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû – âåðõíèå è íèæíèå ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíûå àðòåðèè è âåíû. Âåðõíÿÿ ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíàÿ àðòåðèÿ – âåòâü æåëóäî÷íî-äóîäåíàëüíîé àðòåðèè, íèæíÿÿ – âåòâü âåðõíåé áðûæåå÷íîé àðòåðèè.

2. Òåëî è õâîñò ïîëó÷àþò êðîâü èç ñåëåçåíî÷íîé àðòåðèè.

Ïàíêðåàòèò.

Êëàññèôèêàöèÿ.

1. îñòðûé ïàíêðåàòèò

2. õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò

– õðîíè÷åñêèé ðåöèäèâèðóþùèé ïàíêðåàòèò

– õðîíè÷åñêèé õîëåöèñòîïàíêðåàòèò

– èíäóðàòèâíûé ïàíêðåàòèò

– ïñåâäîòóìîðîçíûé ïàíêðåàòèò

– êàëüêóëåçíûé ïàíêðåàòèò

– ïñåâäîêèñòîçíûé ïàíêðåàòèò

Îñòðûé ïàíêðåàòèò.

Ýòèîëîãèÿ:

1. Çàáîëåâàíèÿ æåë÷íûõ ïóòåé

– õîëåäîõîëèòèàç

– ñòåíîç Ôàòåðîâà ñîñêà

– êàëüêóëåçíûé õîëåöèñòèò (ìîæåò âûçâàòü ñïàçì ñôèíêòåðà Îääè)

2. Îáèëüíàÿ æèðíàÿ ïèùà è ïðèåì àëêîãîëÿ. Àëêîãîëü ñòèìóëèðóåò æåëóäî÷íóþ è ïàíêðåàòè÷åñêóþ ñåêðåöèþ, âûçûâàåò îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè è íàðóøåíèå ïàññàæà ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà. Àëêîãîëü ìîæåò âûçûâàòü ñïàçì ñôèíêòåðà Îääè.

3. Òðàâìû æèâîòà ñ ïîâðåæäåíèåì ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû

4. Îïåðàòèâíûå âìåøàòåëüñòâà íà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå è ïðèëåãàþùèõ îðãàíàõ

5. Îñòðîå íàðóøåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå (ïåðåâÿçêà ñîñóäà, òðîìáîç, ýìáîëèÿ)

6. Òÿæåëûå àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè

7. Çàáîëåâàíèÿ æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè (ÿçâåííàÿ áîëåçíü, ïàðàïàïèëëÿðíûé äèâåðòèêóë, äóîäåíîñòàç).

Êëàññèôèêàöèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà.

Êëèíèêî-ìîðôîëîãè÷åñêàÿ:

– îòå÷íàÿ ôîðìà ïàíêðåàòèòà (îñòðûé îòåê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû)

– æèðîâîé ïàíêðåîíåêðîç

– ãåìîððàãè÷åñêèé ïàíêðåîíåêðîç

Ïî ðàñïðîñòðàíåííîñòè:

– ëîêàëüíûé

– ñóáòîòàëüíûé

– òîòàëüíûé

Ïî òå÷åíèþ:

– àáîðòèâíûé

– ïðîãðåññèðóþùèé

Ïåðèîäû çàáîëåâàíèÿ:

– ïåðèîä ãåìîäèíàìè÷åñêèõ íàðóøåíèé (1-3 ñóò)

– ôóíêöèîíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïàðåíõèìàòîçíûõ îðãàíîâ (5-7 ñóò)

– ïîñòíåêðîòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé (3-4 íåä)

Ôàçû ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé: îòåê, íåêðîç è ãíîéíûå îñëîæíåíèÿ.

Îñëîæíåíèÿ:

– òîêñè÷åñêèå: ïàíêðåàòè÷åñêèé øîê, äåëèðèîçíûé ñèíäðîì, ïå÷åíî÷íî-ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;

– ïîñòíåêðîòè÷åñêèå: àáñöåññ, ôëåãìîíà çàáðþøèííîé êëåò÷àòêè, ïåðèòîíèò, àððîçèâíûå êðîâîòå÷åíèÿ, êèñòû è ïàíêðåàòè÷åñêèå ñâèùè.

Îñòðûé ïàíêðåàòèò âîçíèêàåò âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ îòòîêà ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà â äâåíàäöàòèïåðñòíóþ êèøêó, ðàçâèòèÿ ïðîòîêîâîé ãèïåðòåíçèè, ïîâðåæäåíèÿ àöèíîçíûõ êëåòîê, ÷òî âåäåò ê ôåðìåíòàòèâíîìó íåêðîçó è àóòîëèçó ïàíêðåàòîöèòîâ ñ ïîñëåäóþùèì ïðèñîåäèíåíèåì èíôåêöèè.

Ïàòîãåíåç:

 îñíîâå ïàòîãåíåçà îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ëåæèò àóòîëèç ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ñîáñòâåííûìè ôåðìåíòàìè. Àêòèâàöèÿ ôåðìåíòîâ âíóòðè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå âîçðàñòàíèÿ âíóòðèïðîòîêîâîãî äàâëåíèÿ, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì õîëåäîõîëèòèàçà, ñïàçì ñôèíêòåðà Îääè è ò.ä. Àêòèâèðîâàííûå ôåðìåíòû ðàçðóøàþò ñòåíêè àöèíóñà è ïîïàäàþò â èíòåðñòèöèé æåëåçû. Òàêèì îáðàçîì, ðàçâèâàåòñÿ âîñïàëåíèå, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ñíà÷àëà îòåêîì, à çàòåì íåêðîçîì. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî æèðîâîé íåêðîç æåëåçû âûçûâàåò ôîñôîëèïàçà À, êîòîðàÿ, ïîïàäàÿ â êðîâü, ìîæåò âûçûâàòü ïîäîáíûå íåêðîçû íà áðþøèíå, ïëåâðå è ò.ä. Òðèïñèí ìîæåò âûçûâàòü ðàçðóøåíèå ñòåíîê ñîñóäîâ (ðàçðóøàåò ýëàñòè÷åñêèå âîëîêíà). Ïðîòåîëèòè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ìîæåò íàðàñòàòü âñëåäñòâèå òðîìáîçîâ ñîñóäîâ, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå ïðèâîäèò ê ìàññèâíîìó íåêðîçó.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.

Æàëîáû:

1. Íà ïîñòîÿííûå, âíåçàïíî âîçíèêøèå, ñèëüíûå îïîÿñûâàþùèå áîëè è áîëè â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè; èíòåíñèâíîñòü áîëåé íåñêîëüêî ñíèæàåòñÿ åñëè áîëüíîé ñàäèòñÿ, íàêëîíèâøèñü âïåðåä.

2. Òîøíîòà è ðâîòà. Ðâîòà ìíîãîêðàòíàÿ, íå ïðèíîñÿùàÿ îáëåã÷åíèÿ. Ñíà÷àëà æåëóäî÷íûì, çàòåì êèøå÷íûì ñîäåðæèìûì.

3. Ïðèçíàêè èíòîêñèêàöèè: ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, óãíåòåíèå ñîçíàíèÿ, ãîëîâíàÿ áîëü, ñëàáîñòü, îçíîá, è ò.ä.

Îáúåêòèâíî:

1. Ïðè îñìîòðå:

– êîæà è ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ÷àñòî áëåäíûå, èíîãäà öèàíîòè÷íûå èëè æåëòóøíûå

– öèàíîç ëèöà è òóëîâèùå (ñèìïòîì Ìîíäîðà)

– öèàíîç ëèöà è êîíå÷íîñòåé (ñèìïòîì Ëàãåðôåëüäà)

– èìáèáèöèÿ êðîâüþ íà êîæå áîêîâûõ îòäåëîâ æèâîòà (ñèìïòîì Ãðåÿ -Òåðíåðà)

– èìáèáèöèÿ êðîâüþ âîêðóã ïóïêà – ñèìïòîì Êàëëåíà

– ïåòåõèè âîêðóã ïóïêà (ñèìïòîì Ãðþíâàëüäà)

– ïåòåõèè íà ÿãîäèöàõ (ñèìïòîì Äýâèñà)

Ïîñëåäíèå 4 ñèìïòîìà õàðàêòåðíû äëÿ ïàíêðåîíåêðîçà.

2. Ïðè ïàëüïàöèè æèâîòà:

– áîëåçíåííîñòü è íàïðÿæåííîñòü â ýïèãñòðàëüíîé îáëàñòè, óìåðåííîå âçäóòèå

– ïîëîæèòåëüíûé ñèìïòîì Ùåòêèíà – Áëþìáåðãà

– ïîëîæèòåëüíûé ñèìïòîì Âîñêðåñåíñêîãî (èñ÷åçíîâåíèå ïóëüñàöèè áðþøíîé àîðòû)

– ïîëîæèòåëüíûé ñèìïòîì Ìåéî-Ðîáñîíà (áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè â ðåáåðíî-ïîçâîíî÷íîì óãëó)

Ïàíêðåîíåêðîç: òÿæåëîå ñîñòîÿíèå, ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, öèàíîç êîæíûõ ïîêðîâîâ, òàõèêàðäèÿ, ãèïîòåíçèÿ, îëèãóðèÿ, ñèìïòîìû ïåðèòîíèòà. Òÿæåëîå âîñïàëåíèå è íåêðîç ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ìîãóò âûçâàòü êðîâîòå÷åíèå â çàáðþøèííîå ïðîñòðàíñòâî, ñïîñîáíîå ïðèâîäèò ê ãèïîâîëåìèè è ñêîïëåíèþ êðîâè â ìÿãêèõ òêàíÿõ:

– èìáèáèöèÿ êðîâüþ ìÿãêèõ òêàíåé çàáðþøèííîãî ïðîñòðàíñòâà ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà áîêîâûå îòäåëû æèâîòà, ïðèâîäÿò ê âîçíèêíîâåíèþ ýêõèìîçîâ – ñèìïòîì Ãðåÿ Òåðíåðà;

– ðàñïðîñòðàíåíèå êðîâè ïî æèðîâîé êëåò÷àòêå ñåðïîâèäíîé ñâÿçêè ïå÷åíè, ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ ýêõèìîçîâ â îêîëîïóïî÷íîé îáëàñòè – ñèìïòîì Êàëëåíà.

Ïàðàïàíêðåàòè÷åñêàÿ ôëåãìîíà è àáñöåññ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû: óõóäøåíèå ñîñòîÿíèå, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, îçíîá, âîñïàëèòåëüíûé èíôèëüòðàò â âåðõíåé ýòàæå áðþøíîé ïîëîñòè, ëåéêîöèòîç ñî ñäâèãîì ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû âëåâî.

Äèàãíîñòèêà.

1. Àíàìíåç:

– ïðèåì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà æèðíîé è ìÿñíîé ïèùè â ñî÷åòàíèè ñ àëêîãîëåì çà 1-4 ÷àñà äî ïîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ñèìïòîìîâ (áîëè â ýïèãàñòðèè).

2. Æàëîáû (ñì.âûøå)

3. Îáúåêòèâíûé îñìîòð (ñì.âûøå)

4. Ëàáîðàòîðíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ:

– àëüôà-àìèëàçà ñûâîðîòêè êðîâè – àêòèâíîñòü óâåëè÷åíà â 95% ñëó÷àåâ. Ïðè ïàíêðåîíåêðîçå – ïðîãðåññèðóþùåé äåñòðóêöèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû àêòèâíîñòü àìèëàçû ìîæåò ïàäàòü; ïðè îñòðîì ïàðîòèòå òàêæå ìîæåò áûòü âûñîêàÿ àêòèâíîñòü àìèëàçû â êðîâè;

– êëèðåíñ àìèëàçû/êëèðåíñ êðåàòèíèíà. Îïðåäåëåíèå ñîäåðæàíèÿ àìèëàçû áîëåå èíôîðìàòèâíî ïðè ñðàâíåíèè êëèðåíñà àìèëàçû è ýíäîãåííîãî êðåàòèíèíà. Êîýôèöèåíò “êëèðåíñ àìèëàçû/êëèðåíñ êðåàòèíèíà” âûøå 5 ñâèäåòåëüñòâóåò î íàëè÷èè ïàíêðåàòèòà.

– Àìèëàçà ìî÷è

5. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå è ñïåöèàëüíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ

– îáçîðíàÿ ðåíòãåíîãðàôèÿ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè:

– êàëüöèôèêàòû â îáëàñòè ìàëîãî ñàëüíèêà è ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, ÷àùå îáíàðóæèâàåìûå ó áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì ïàíêðåàòèòîì, çëîóïîòðåáëÿþùèõ àëêîãîëåì;

– ñêîïëåíèå ãàçà â îáëàñòè ìàëîãî ñàëüíèêà – ïðèçíàê îáðàçîâàíèÿ àáñöåññà èëè îêîëî ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû;

– ðàçìûòûå òåíè ïîäâçäîøíî-ïîÿñíè÷íûõ ìûøö (m. Psoas) ïðè çàáðþøèííîì íåêðîçå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

– Ñìåùåíèå îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè âñëåäñòâèå ýêññóäàöèè è îòåêà ìàëîãî ñàëüíèêà è îðãàíîâ, ðàñïîëàãàþùèõñÿ â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè îò ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

– Ñïàçìèðîâàííûå ó÷àñòêè ïîïåðå÷íîé îáîäî÷íîé êèøêè, íåïîñðåäñòâåííî ïðèëåãàþùèå ê âîñïàëåííîé ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå; âûÿâëÿþò ãàç â ïðîñâåòå êèøêè.

6. Ðåíòãåíîêîíñòðàñòíîå èññëåäîâàíèå ñ áàðèåâîé âçâåñüþ èñïîëüçóþò äëÿ äèàãíîñòèêè ïàòîëîãè âåðõíèõ îòäåëîâ ÆÊÒ.

– âîçìîæíî óâåëè÷åíèå ðàäèóñà ïîäêîâû äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè âñëåäñòâèå îòåêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

– ïðè ðåëàêñàöèîííîé äóîäåíîãðàôèè ìîæíî âûÿâèòü ñèìïòîì ïîäóøêè – ñãëàæèâàíèå èëè îáëèòåðàöèÿ ñêëàäîê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ìåäèàëüíîé ñòåíêè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè âñëåäñòâèå îòåêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû è îòâåòíîé âîñïàëèòåëüíîé ðåàêöèè ñòåíêè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.

7. ÓÇÈ. Ïðè ïðîâåäåíèè ÓÇÈ ïðåæäå âñåãî îáðàòèòü âíèìàíèå íà àíàòîìèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû è åå ñîñóäèñòûå îðèåíòèðû.

– îòåê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, åå óòîëùåíèå â ïåðåäíå-çàäíåì íàïðàâëåíèè, ïðàêòè÷åñêîå îòñóòñòâèå òêàíåé ìåæäó ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçîé è ñåëåçîíî÷íîé âåíîé – ïðèçíàêè îñòðîî ïàíêðåàòèòà;

– ïðè ÓÇÈ òàêæå ìîæíî âûÿâèòü è äðóãóþ ïàòîëîãèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (íàïðèìåð, èçìåíåíèå äèàìåòðà ïðîòîêà);

Читайте также:  Причины смерти при хроническом панкреатите

– ïðè õðîíè÷åñêîì ïàíêðåàòèòå ÷àñòî âûÿâëÿþò êàëüöèôèêàöèþ èëè ïñåâäîêèñòû, ñîäåðæàùèå æèäêîñòü;

– ïðè õðîíè÷åñêîì ïàíêðåàòèòå â áðþøíîé ïîëîñòè âîçìîæíî ñêîïëåíèå àñöèòè÷åñêîé æèäêîñòè, õîðîøî âûÿâëÿåìîé ïðè ÓÇÈ.

–  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû åå ýõîãåííîñòü ñíèæàåòñÿ âñëåäñòâèå îòåêà èëè âîñïàëåíèÿ. Îïóõîëè òîæå ïî÷òè âñåãäà ãèïîýõîãåííû.

– Ïîâûøåíèå ýõîãåííîñòè – ñëåäñòâèå ñêîïëåíèÿ ãàçà èëè êàëüöèôèêàöèè æåëåçû.

– ÓÇÈ áðþøíîé ïîëîñòè èìååò îãðàíè÷åíèÿ – ïðè áîëüøîì ñêîïëåíèè ãàçà â êèøå÷íèêå (íàïðèìåð, ïðè êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè) âèçóàëèçèðîâàòü âíóòðåííèå îðãàíû òðóäíî èëè íåâîçìîæíî.

8. ÊÒ èìååò áîëüøóþ öåííîñòü ÷åì ÓÇÈ, íàëè÷èå ãàçà â êèøå÷íèêå íå âëèÿåò íà ðåçóëüòàò.

– êðèòåðèè îöåíêè âûÿâëåííûõ èçìåíåíèé â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå òàêèå æå, êàê è ïðè ÓÇÈ.

– Ââåäåíèå â æåëóäîê ðàçâåäåííîé áàðèåâîé âçâåñè ïîìîãàåò ÷åò÷å âèçóàëèçèðîâàòü ïîäæåëóäî÷íóþ æåëåçó.

9. Ñåëåêòèâíàÿ öåëèàêîãðàôèÿ. Ïðè îòå÷íîì ïàíêðåàòèòå âûÿâëÿþò óñèëåíèå ñîñóäèñòîãî ðèñóíêà, ïðè ïàíêðåîíåêðîçå – ñóæåíèå ïðîñâåòà ÷ðåâíîãî ñòâîëà, óõóäøåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ æåëåçû ñ ó÷àñòêàìè âûêëþ÷åíèÿ ñîñóäèñòîãî ðóñëà.

10. Ðàäèîèçîòîïíîå èññëåäîâàíèå ïðè ïàíêðåîíåêðîçå: îòñóòñòâèå ôèêñàöèè èçîòîïà â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå, ñíèæåíèå âûäåëèòåëüíîé ôóíêöèè ïå÷åíè.

11. Ëàïàðîñêîïèÿ. Âûÿâëÿþò î÷àãè æèðîâîãî íåêðîçà, êðîâîèçëèÿíèÿ è îòåê æåëóäî÷íî-îáîäî÷íîé ñâÿçêè, õàðàêòåð ýêññóäàòà (ñåðîçíûé èëè ãåìîððàãè÷åñêèé), îöåíèâàþò ñîñòîÿíèå æåë÷íîãî ïóçûðÿ.

Ëå÷åíèå.

Ëå÷åíèå îòå÷íîé ôîðìû ïàíêðåàòèòà ïðîâîäÿò â õèðóðãè÷åñêîì îòäåëåíèè òîëüêî êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè.

1. Ëå÷åáíîå ãîëîäàíèå â òå÷åíèå 2 ñóòîê, ââåäåíèå ðàñòâîðîâ ãëþêîçû, Ðèíãåðà-Ëîêêà â îáúåìå 1.5 – 2 ë, ëèòè÷åñêîé ñìåñè (ïðîìåäîë, àòðîïèí, äèìåäðîë, íîâîêàèí), èíãèáèòîðîâ ïðîòåàç (êîíòðèêàë, òðàñèëîë, ãîðäîêñ), 5-ÔÓ è óìåðåííûé ôîðñèðîâàííûé äèóðåç;

2. Äëÿ ñíÿòèÿ ñïàçìà ñôèíêòåðà Îääè è ñîñóäîâ ïîêàçàíû ñëåäóþùèå ïðåïàðàòû: ïàðàâåðèíà ãèäðîõëîðèä, àòðîïèíà ñóëüôàò, ïëàòèôèëëèí, íî-øïà è ýóôèëëèí â òåðàïåâòè÷åñêèõ äîçèðîâêàõ.

3. Àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû (ïèïîëüôåí, ñóïðàñòèí, äèìåäðîë) óìåíüøàþò ñîñóäèñòóþ ïðîíèöàåìîñòü, îáëàäàþò îáåçáîëèâàþùèõ è ñåäàòèâíûì ýôôåêòàìè.

4. Ïàðàíåôðàëüíàÿ íîâîêàèíîâàÿ áëîêàäà è áëîêàäà ÷ðåâíûõ íåðâîâ ñ öåëüþ êóïèðîâàíèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà è áîëåâîé ðåàêöèè, óìåíüøåíèÿ âíåøíåé ñåêðåöèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, íîðìàëèçàöèè òîíóñà ñôèíêòåðà Îääè, óëó÷øåíèÿ îòòîêà æåë÷è è ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà. Ýòè ìàíèïóëÿöèè ìîæíî çàìåíèòü âíóòðèâåííûì ââåäåíèåì 0.5% ðàñòâîðà íîâîêàèíà.

5. Âûøåïåðå÷èñëåííûå êîíñåðâàòèâíûå ìåðîïðèÿòèÿ óëó÷øàþò ñîñòîÿíèå áîëüíûõ ñ îòå÷íîé ôîðìîé ïàíêðåàòèòà. Êàê ïðàâèëî, íà 3-5 ñóòêè áîëüíûõ âûïèñûâàþò â óäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè.

Ëå÷åíèå æèðîâîãî è ãåìîððàãè÷åñêîãî ïàíêðåîíåêðîçà ïðîâîäÿò â ðåàíèìàöèîííîì îòäåëåíèè.

1. Äëÿ áûñòðîãî âîññòàíîâëåíèÿ ÎÖÓ è íîðìàëèçàöèè âîäíî-ýëåêòðîëèòíîãî îáìåíà âíóòðèâåííî ââîäÿò ðàñòâîðû ãëþêîçû, Ðèíãåðà-Ëîêêà, áèêàðáîíàòà íàòðèÿ, ðåîïîëèãëþêèí, ãåìîäåç, ëèòè÷åñêóþ ñìåñü, èíãèáèòîðû ïðîòåàç, öèòîñòàòèêè, ñåðäå÷íûå ñðåäñòâà, à çàòåì ïëàçìó, àëüáóìèí, ïðîòåèí ñ îäíîâðåìåííîé ñòèìóëÿöèåé äèóðåçà. Ðåîïîëèãëþêèí ïîíèæàåò âÿçêîñòü êðîâè è ïðåïÿòñòâóåò àãðåãàöèè ôîðìåííûõ ýëåìåíòîâ êðîâè, ÷òî âåäåò ê óëó÷øåíèþ ìèêðîöèðêóëÿöèè è óìåíüøåíèþ îòåêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Ãåìîäåç ñâÿçûâàåò òîêñèíû è áûñòðî âûâîäèò èõ ñ ìî÷îé.

2. Öèòîñòàòèêè (5-ÔÓ, öèêëîôîñôàí) îêàçûâàåò ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå, äåñåíñèáèëèçèðóþùåå äåéñòâèå è – ãëàâíîå! – òîðìîçÿò ñèíòåç ïðîòåîëèòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ.

3. Èíãèáèòîðû ïðîòåàç (êîíòðèêàë, òðàñèëîë, ãîðäîêñ) ïîäàâëÿþò àêòèâíîñòü òðèïñèíà, êàëëèêðåèíà, ïëàçìèíà, îáðàçóÿ ñ íèìè íåàêòèâíûå êîìïëåêñû. Èõ ââîäÿò âíóòðèâåííî êàæäûå 3-4 ÷àñà óäàðíûìè äîçàìè (80-160-320 òûñ. ÅÄ – ñóòî÷íàÿ äîçà êîíòðèêàëà).

4. Äëÿ ôîðñèðîâàíèÿ äèóðåçà ïðèìåíÿþò 15% ìàííèòîë (1-2 ã íà êã ìàññû òåëà) èëè 40 ìã ëàçèêñà.

5. Àíòèáèîòèêè øèðîêãî ñïåêòðà äåéñòâèÿ (êåôçîë, öåôàìåçèí è äð.) è òèåíàì (ãðóïïà êàðáàïåíåìîâ) ïðåäóïðåæäàþò ðàçâèòèå ãíîéíûõ îñëîæíåíèé.

6. Äëÿ óìåíüøåíèÿ âíåøíåé ñåêðåöèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïîêàçàíû õîëîä íà ýïèãàñòðàëüíóþ îáëàñòü, àñïèðàöèÿ æåëóäî÷íîãî ñîäåðæèìîãî, âíóòðèæåëóäî÷íàÿ ãèïîòåðìèÿ.

7. Óëüòðàôèîëåòîâîå ëàçåðíîå îáëó÷åíèå êðîâè (15 ìèíóò, 2-10 ñåàíñîâ) êóïèðóåò áîëåâîé ñèíäðîì è âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ, óëó÷øàåò ðåîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà êðîâè è ìèêðîöèðêóëÿöèþ.

8. Ìåòîäû ýêñòðàêîðïîðàëüíîé äåòîêñèêàöèè (ïëàçìàôåðåç, ëèìôîñîðáöèÿ) íàïðàâëåíû íà âûâåäåíåèå èç îðãàíèçìà ôåðìåíòîâ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, êàëëèêðåèíà, òîêñèíîâ, ïðîäóêòîâ êëåòî÷íîãî ðàñïàäà.

9. Áëèçêîôîêóñíàÿ ëó÷åâàÿ òåðàïèÿ îáëàäàåò ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûì äåéñòâèåì. Ïðîâîäÿò 3-5 ñåàíñîâ.

10.  ñëó÷àå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïðèçíàêîâ ïåðèòîíèòà ïîêàçàíî õèðóðãè÷åñêîå äðåíèðîâàíèå ïîëîñòè ìàëîãî ñàëüíèêà è áðþøíîé ïîëîñòè (ìîæíî âûïîëíèòü êàê ïðè ïîìîùè ëàïàðîñêîïèè, òàê è ïóòåì ÷ðåâîñå÷åíèÿ).

Õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå ïàíêðåîíåêðîçà.

Ïîêàçàíèÿ ê ðàííåìó ïðîâåäåíèþ îïåðàöèè (1-5 ñóòêè): ñèìïòîìû ðàçëèòîãî ïåðèòîíèòà, íåâîçìîæíîñòü èñêëþ÷èòü îñòðîå õèðóðãè÷åñêîå çàáîëåâàíèå îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, ñî÷åòàíèå îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ñ äåñòðóêòèâíûì õîëåöèñòèòîì, íåýôôåêòèâíîñòü êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè.

Öåëü îïåðàöèè: óñòðàíåíèå ïðè÷èíû, âûçâàâøåé ïåðèòîíèò, óäàëåíèå ýêññóäàòà èç áðþøíîé ïîëîñòè, èçìåíåííîãî æåë÷íîãî ïóçûðÿ, êîíêðåìåíòîâ èç îáùåãî æåë÷íîãî ïðîòîêà, óñòðàíåíèå ïðåïÿòñòâèé äëÿ îòòîêà ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñåêðåòà è æåë÷è, äåêîìïðåññèÿ æåë÷íûõ ïóòåé, îòãðàíè÷åíèå âîñïàëèòåëüíî-íåêðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà â ñàëüíèêîâîé ñóìêå, äðåíèðîâàíèå è ïðîòî÷íûé äèàëèç ñàëüíèêîâîé ñóìêè è áðþøíîé ïîëîñòè, ðåçåêöèÿ íåêðîòèçèðîâàííîé ÷àñòè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

– Ïðè îñòðîì õîëåöèñòèòå, îñëîæíåííîì îñòðûì ïàíêðåàòèòîì, âûïîëíÿþò îïåðàöèè íà æåë÷íûõ ïóòÿõ (õîëåöèñòîñòîìèÿ, õîëåöèñòýêòîìèÿ, õîëåäîõîëèòîòîìèÿ) â ñî÷åòàíèè ñ ïàðàïàíêðåàòè÷åñêîé íîâîêàèíîâîé áëîêàäîé, íåêðýêòîìèåé, äðåíèðîâàíèåì ñàëüíèêîâîé ñóìêè è áðþøíîé ïîëîñòè;

– Àáäîìèíèçàöèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû âûïîëíÿþò ïðè î÷àãîâîì æèðîâîì è ãåìîððàãè÷åñêîì ïàíêðåîíåêðîçå ñ öåëüþ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ ôåðìåíòîâ è ïðîäóêòîâ ðàñïàäà íà çàáðþøèííóþ êëåò÷àòêó è îòãðàíè÷åíèÿ íåêðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå è ñàëüíèêîâîé ñóìêå;

–  ðÿäå ñëó÷àåâ ðåçåêöèÿ íåêðîòèçèðîâàííîé ÷àñòè ïîäæåëóäî÷íîé æååçû ñíèæàåò ëåòàëüíîñòü, èíòîêñèêàöèþ ôåðìåíòàìè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, óëó÷øàåò ãåìîäèíàìèêó è ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå ïîñòíåêðîòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé. Åå ëó÷øå âûïëíÿòü íà 5-7 ñóòêè çàáîëåâàíèÿ, êîãäà ÷åòêî îïðåäåëÿþòñÿ ãðàíèöû íåêðîçà, ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíîé íåýôôåêòèâíîñòü êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè. Ðåçåêöèþ ÷àñòè îðãàíà ïðèìåíÿþò ðåäêî èç-çà åå òðàâìàòè÷íîñòè è ìàëîé ýôôåêòèâíîñòè. Óäàëÿþò ëèøü òêàíè ñ ïðèçíàêàìè ÿâíîãî íåêðîçà.

–  ôàçå ãíîéíûõ îñëîæíåíèé (2-3 íåä çàáîëåâàíèÿ) ïîêàçàíû âñêðûòèå àáñöåññà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, óäàëåíèå ãíîéíîãî ýêññóäàòà èç ñàëüíèêîâîé ñóìêè è áðþøíîé ïîëîñòè, âñêðûòèå çàáðþøèííîé ôëåãìîíû, ñåêâåñòðýêòîìèÿ è äðåíèðîâàíèå.

Ó áîëüíûõ ñ òÿæåëûì îñòðûì ïàíêðåàòèòîì íåðåäêî ðàçâèâàåòñÿ ðåñïèðàòîðíûé äèñòðåñ-ñèíäðîì, â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè íàêàïëèâàåòñÿ âûïîò. ×àùå âûïîò, â áîëüøîì êîëè÷åñòâå ñîäåðæàùèé àëüôà-àìèëàçó, îáíàðóæèâàþò â ëåâîé ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè.  ñâÿçè ñ ýòèì ó áîëüíûõ ñ òÿæåëîé ôîðìîé îñòðîî ïàíêðåàòèòà íåîáõîäèìî îïðåäåëÿòü ïàðöèàëüíîå äàâëåíèå êèñëîðîäà â êðîâè è âûïîëíÿòü ðåíòãåíîãðàôèþ îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè äëÿ ðàííåé äèàãíîñòèêè ïëåâðèòà è ïíåâìîíèè.

Õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò.

 îñíîâå õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà ëåæèò ðàçâèòèå âîñïàëèòåëüíî-ñêëåðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà, âåäóùåãî ê ïðîãðåññèðóþùåìó ñíèæåíèþ ôóíêöèé âíåøíåé è âíóòðåííåé ñåêðåöèè. Ïðîèñõîäèò óïëîòíåíèå ïàðåíõèìû ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (èíäóðàöèÿ) âñëåäñòâèå ðàçðàñòàíèÿ ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, ïîÿâëåíèÿ ôèáðîçíûõ ðóáöîâ, ïñåâäîêèñò è êàëüöèôèêàòîâ.

Ýòèîëîãèÿ.

1. Ïðè ïåðâè÷íîì õðîíè÷åñêîì ïàíêðåàòèòå âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ëîêàëèçóåòñÿ òîëüêî â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå.

2. Âòîðè÷íûé õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò ðàçâèâàåòñÿ ïðè æåë÷íîêàìåííîé áîëåçíè, ÿçâåííîé áîëåçíè, äèâåðòèêóëàõ äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.

3.  ýòèîëîãèè ïåðâè÷íîãî õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà èãðàþò ðîëü òðàâìû, àëëåðãèÿ, ñóæåíèå Âèðñóíãîâà ïðîòîêà, õðîíè÷åñêèé àëêîãîëèçì, íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ, ïðèñòóïû îñòðîãî ïàíêðåàòèòà.

Êëàññèôèêàöèÿ.

Êëèíèêî-ìîðôîëîãè÷åñêèå ôîðìû:

1. Õðîíè÷åñêèé õîëåöèñòîïàíêðåàòèò.

2. Õðîíè÷åñêèé ðåöèäèâèðóþùèé ïàíêðåàòèò.

3. Èíäóðàòèâíûé ïàíêðåàòèò.

4. Ïñåâäîòóìîðîçíûé ïàíêðåàòèò.

5. Êàëüêóëåçíûé ïàíêðåàòèò.

6. Ïñåâäîêèñòîçíûé ïàíêðåàòèò.

Îñëîæíåíèÿ:

1. Êèñòû ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

2. Ñòåíîç Âèðñóíãîâà ïðîòîêà.

3. Òðîìáîç ñåëåçåíî÷íîé âåíû.

4. Ïîðòàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ.

5. Ñàõàðíûé äèàáåò.

Источник